Диагностика детской агрессивности

Диагностика детской агрессивности

Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

(составлена на основе материалов, представленных в источнике: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

 

Дата проведения наблюдения ________________ Класс ________________

Условия проведения наблюдения (на уроке, на перемене, на прогулке и т.п.)_________________________________________________________

 

Характер

нарушения поведения

В чем именно проявляется Ф.И. учащихся, возраст
         
Агрессия Физическая Ломает предметы          
Рвет книги, тетради          
Толкает сверстников          
Бьет руками/ногами сверстников          
Кусается, щипается          
Другое (отметить)          
Вербальная Произносит нецензурные слова          
Называет обидным словом (кличкой, прозвищем и т.п.)          
Кричит          
Другое (отметить)          
Аутоагрессия Кусает, щипает себя          
Выдергивает волосы          
Другое (отметить)          
Вспыльчивость В физических действиях Неожиданно для всех бросает предметы          
Неожиданно для всех может разорвать книгу, тетрадь          
Неожиданно для всех может выбежать из класса          
Другое (отметить)          
В речи Неожиданно для всех может нагрубить          
Неожиданно для всех может накричать          
Другое (отметить)          
Негативизм В физических действиях Все делает наоборот          
С трудом включается в коллективную работу          
В речи Говорит «Не хочу», «Не буду», «Нет»          
Отказы Отказывается от интересной для всех деятельности          
Конфликтность Сам провоцирует конфликт          
Отвечает конфликтно на конфликтные действия других          
Не учитывает желаний и интересов других сверстников          

 

 

Критерии оценки: 0 – проявления отсутствуют; 1 – проявления слабо выражены; 2 – проявления умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 – проявления сильно выражены, наблюдаются постоянно

 

 

Карта динамического наблюдения за детьми на коррекционно-развивающих занятиях

 

(Источник: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

 

Дата проведения наблюдения ________________ Класс/группа ________________

 

 

Оцениваемый

показатель

 

 

Варианты проявления

Ф.И. учащихся, возраст
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         
Степень участия ребенка в заданиях Не принимает участия                              
Принимает участие больше в роли наблюдателя                              
Принимает активное участие                              
Эмоциональный фон Пониженный                              
Повышенный                              
Норма                              
Взаимодействие с другими детьми Избегает взаимодействия                              
Стремится к взаимодействию, но взаимодействие не получается                              
Взаимодействует с другими ребятами без трудностей                              
Восприятие ребенка группой Изгой                              
Частично отвергаемый                              
Принимаемый                              
Лидер                              
Наличие агрессивных проявлений Часто                              
Иногда                              
Отсутствуют                              
Виды агрессивных проявлений Вербальная агрессия                              
Физическая агрессия                              
Косвенная агрессия                              
Негативизм                              
Наличие изменений Негативные                              
Отсутствуют                              
Положительные незначительные                              
значительные                              

 

 

Анкета для учителя «Признаки агрессивности»

(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

 

(Источник: Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.)

 

Утверждение о ребенке Да Нет
1 Временами в него вселяется «злой дух»

 

   
2 Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

 

   
3 Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

 

   
4 Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

 

   
5 Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги

 

   
6 Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение

 

   
7 Он не прочь подразнить животных

 

   
8 Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним

 

   
9 Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих    
10 В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот

 

   
11 Часто бывает ворчлив

 

   
12 Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека    
13 Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других

 

   
14 Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых    
15 Легко ссорится, часто вступает в драки

 

   
16 Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми

 

   
17 У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности

 

   
18 Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится

 

   
19 Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других

 

   

 

Оценка результатов:

 

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности.

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности.

– 6 баллов – низкий уровень агрессивности.

 

 

 

Шкала прямой и косвенной агрессии

 

(Источник: Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007)

 

 

Данная шкала была разработана К. Бьерквистом и его коллегами для измерения у младших школьников трех типов агрессии: физической, вербальной и косвенной.

Ребят просят указать, как ведет себя каждый из одноклассников, если он поссорился со школьным товарищем или просто сердится на него.

Методика используется для определения уровня того или иного типа агрессии у каждого ученика в классе. Оэтому в ней указываются имя и фамилия одноклассника, поведение которого оценивается.

 

Имя, фамилия одноклассника ____________________________________________________

Обведи кружком цифру, которая соответствует твоему мнению.

0 – никогда

1 – редко

2 – иногда

3 – довольно часто

4 – очень редко

 

1 Бьет одноклассников 0 1 2 3 4
2 Не принимает в свою компанию 0 1 2 3 4
3 Кричит на товарища или спорит с ним 0 1 2 3 4
4 Из мести заводит дружбу с другими детьми 0 1 2 3 4
5 Пинает (бьет ногой) другого человека 0 1 2 3 4
6 Не обращает на товарища внимание 0 1 2 3 4
7 Оскорбляет других 0 1 2 3 4
8 Сплетничает о том, на кого сердится 0 1 2 3 4
9 Ставит подножки 0 1 2 3 4
10 Наговаривает на других, рассказывает о них гадости 0 1 2 3 4
11 Говорит, что собирается кого-то обидеть 0 1 2 3 4
12 Замышляет потихоньку кому-то навредить 0 1 2 3 4
13 Пихается 0 1 2 3 4
14 Говорит плохо о товарище за его спиной 0 1 2 3 4
15 Обзывается 0 1 2 3 4
16 Предлагает другим: «Давайте не будем с ним дружить» 0 1 2 3 4
17 Отбирает что-нибудь у одноклассников 0 1 2 3 4
18 Выдает чужие секреты 0 1 2 3 4
19 Дразнится 0 1 2 3 4
20 Пишет оскорбительные записки 0 1 2 3 4
21 Валит других на пол 0 1 2 3 4
22 Ругает прическу или одежду товарищей 0 1 2 3 4
23 Дергает за волосы или одежду 0 1 2 3 4
24 Подговаривает одноклассников против того, на кого сердится 0 1 2 3 4

 

 

Ключ:

 

Физическая агрессия – пункты 1, 5, 9, 13. 17, 21, 23

Вербальная агрессия – пункты 3. 7, 11, 15, 19

Косвенная агрессия – пункты 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. 16, 18, 20, 22, 24

 

 

 

Критерии выявления агрессивного поведения

(оценка производится родителями)

 

(Источник: Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

СПб., Речь, 2005.)

 

Пронаблюдайте за ребенком. Если 4 из 8 предложенных критериев проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

 

Ребенок Часто Редко
  1. Спорит, ругается со взрослыми

 

   
  1. Теряет контроль над собой

 

   
  1. Винит других в своих ошибках

 

   
  1. Завистлив, мстителен

 

   
  1. Сердится и отказывается что-либо сделать

 

   
  1. Специально раздражает людей

 

   
  1. Отказывается подчиняться

 

   
  1. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их