Защита от агрессии в общении

Защита от агрессии в общении

 Агрессия концентрирует в себе мощную негативную энергию.

Понятно, сколь неразумно подставлять свое биополе для вторжения со стороны агрессора. Не менее опасно дать втянуть себя в энергетическую войну с человеком, который разряжается с вашим участием.

Однако у вас в распоряжении есть неплохой «арсенал для защиты«, можно так или иначе ограничивать контакты с агрессором или экранировать свое биополе.

Воздержание от реакции на агрессию.

 Игнорирование агрессии:

  • не заметить агрессию;
  • дать партнеру время успокоиться.

 

«Включение» приятных представлений:

  • представляете себя в приятной обстановке – в саду, на пляже, на качелях, под душем;
  • думаете о лучших минутах, проведенных с данным партнером

 

Воображаемые воздействия на агрессора 

Мысленная нейтрализация агрессора:

  • «включить» мысленно нейтрализатор типа: «Это не мой троллейбус», «ругайся со своей тещей» и т. п.;
  • примените формулу самоуспокоения: «сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «у меня более серьезные проблемы»,
  • мысленно ввести агрессивного партнера в комичную ситуацию (как бы он выглядел в состоянии агрессии голым или в клетке зоопарка, или в шапочке с кисточкой на голове).

Мысленное наказание за агрессию:

  • делаете вид, будто у вас кольнуло в сердце, заболела голова, зубы;
  • «После разговора с вами не буду спать всю ночь»;
  • «Я теперь расстроен на весь день».

 

Сглаживание агрессии партнера:

Дружеское участие:

  • «Я вас понимаю «;
  • «У вас такая ответственная должность, приходится нервничать»;
  • «У вас сегодня очень трудный день, и, понятно, сдают нервы»;
  •  «Я тоже не переношу подобные вещи»; «И меня возмущают такие выходки».

Шаг к примирению или «лапки вверх»:

  • искреннее покаяние. «Я виноват и заслужил упрек»;
  • подчеркнуть значимость, авторитетность партнера, допустившего агрессию;
  • сокращение коммуникативной дистанции’ прикоснуться к партнеру, подойти ближе, посмотреть прямо в глаза;
  • предложить сесть (если партнер – подчиненный), попросить разрешения сесть (если партнер руководитель);
  • подчеркнуть общность интересов в вопросе, вызвавшем бурную реакцию партнера;
  • предложить разделить ответственность за решение вопроса;
  • предложить подумать о том, что скажут общие недруги о ваших с партнером отношениях.

 Снижение значимости повода для агрессии:

  • «Если разобраться, то случай (дело) пустяковый»;
  • «Бывало и хуже.»;
  • «Если посмотреть на вопрос с другой стороны, то окажется, что он не стоит переживаний (нервов, ссоры)»;
  • «Жизнь не в том, чтобы переживать из-за таких вещей».

 Обращение к здоровью как ценности.

  • «Не рвите себе сердце»;
  • «Будем беречь наше здоровье»;
  • «Это не тот случай, чтобы тратить на него свое здоровье».

 

Фиксация внимания партнера на его агрессии:

Мягкая фиксация внимания:

  • «Я сегодня такой же нервный (вздернутый, резковатый)»;
  • «Сегодня почему-то все взвинчены (погода действует, общая обстановка)»;
  • комплимент с укором: «Резкость вам не идет»; «Вы же интеллигентный человек»; «Мы же воспитанные люди»;
  • мимика некоторого удивления (поднять бровь; широко, но весело скрыть глаза);
  • призыв сохранять дружеский тон;
  • «Не понял вас…»; «Простите, не расслышал…».

Жесткая фиксация внимания:

  • «Вы излишне горячитесь»; -«У вас неприятности?»;
  • «Я бы на ваше месте… (воздержался от резкостей, подумал бы о последствиях)»;
  • «Вы подаете плохой пример подчиненным (окружающим)»;
  • взгляд в упор – осуждающий, откровенно удивленный;
  • «Вы меня разочаровываете в себе (как в помощнике, заместителе, руководителе и партнере).

 

Пресечение агрессии:

  • приказ, требование вести себя должным образом;
  • угроза наказания;
  • требование прекратить грубость; -просьба покинуть помещение.

Интеллектуальное реагирование на агрессию:

Выдерживание интеллектуально нагруженной паузы:

  • понять причину, мотив агрессии партнера, чтобы определить ответную реакцию;
  • засечь время агрессии партнера с целью дождаться ее окончания (в некоторых случаях можно сообщить партнеру: «Вы потеряли самообладание на… минут и… секунд»);
  • надеть маску непроницаемости: посмотрю, как он будет вести себя дальше, что еще выкинет;
  • мысленный прогноз поведения партнера: сейчас он, вероятно… (начнет выпячивать глаза, вспомнит прошлое, начнет ходить по комнате и т. п.);
  • проекция действий «агрессора» на себя (узнавание себя: такой же заводной, как и я, такой же невыдержанный, глупый; это состояние мне знакомо).

 «Психологическая подножка»:

  • перевод разговора на другую тему;
  • задавайте любые уточняющие вопросы
  • «Пожалуйста, говорите помедленнее. Я, действительно, стараюсь вас понять»
  •  анекдот по случаю;
  • «А вы знаете, я сейчас подумал…»;
  • смех в сторону – рассмеяться как бы ни с того, ни с сего, рассказать дежурную шутку, а затем извиниться и попросить продолжить разговор;
  • попросить у партнера разрешение на что-либо (сесть, выпить воды, позвонить по телефону, взять записную книжку и т. п.);
  • абсурдная фраза, брошенная как бы невзначай.

 

Цит.:  Бойко В. В. «Энергия эмоций в общении». 

Консультацию психолога в городе Запорожье по вопросам гармонизации взаимоотношений со значимыми для вас людьми, восстановления эмоционального равновесия Вы можете получить у Ремпель Жанны Александровны, записавшись по телефону 067-614-07-40.