КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ С КАТАСТРОФОЙ

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ С КАТАСТРОФОЙ

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ С КАТАСТРОФОЙ

(НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ)

 

Рекомендации разработаны в рамках Программы помощи детям при катастрофах. Автор — Карен Даут, профессор Манчестерского колледжа (США).

 Ваши дети нуждаются в вас.

В вашей жизни вы недавно пережили катастрофу. Семейная повседневная жизнь нарушена. У вас полно дел. Как родители вы сталкиваетесь со множеством проблем и трудностей.

Для маленького ребенка непросто понять, что произошло в семье и доме. Некоторые могут вообще ничего не понимать в ситуации, хотя другие, в зависимости от возраста и того, как они пережили несчастье, могут иметь очень ясное понимание. Однако дети нуждаются в вашем постоянном руководстве и вашем понимании того, как справиться со своими чувствами. То, как вы сможете помочь ребенку пережить «тяжелые времена», будет определять дальнейшую жизнь в течение длительного времени.

Важно осознавать, что маленький ребенок может переживать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после события, у других — спустя некоторое время. Большинство детей смущены внезапным разрушением привычных жизненных стереотипов и заведенного порядка жизни. Это тяжелое время как для них, так и для вас.

Независимо от их реакций, пожалуйста, будьте уверены, что для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось.

Каждый ребенок может реагировать различным образом, даже если это дети из одной семьи. Прислушиваясь к тому, что происходит, Вы, как родители, сможете найти пути помочь ребенку справиться со своими чувствами, возникшими вследствие катастрофы.

После катастрофы некоторые дети могут:

  • огорчаться при отсутствии любимых игрушек, кукол, плюшевых мишек и т.п.;
  • могут злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;
  • стать более активными и беспокойными;
  • бояться, что катастрофа повторится. Они могут спрашивать многократно: «Когда это случится вновь?»;
  • беспокоиться, как они смогут выжить, что может случиться с ними;
  • бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны;
  • ведут себя так, как будто они младше, чем на самом деле, могут опять сосать соску, писать в кроватку, проситься на руки;
  • иметь симптомы заболеваний, тошноту, рвоту, головные боли, отсутствие аппетита, температуру;
  • быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;
  • легко огорчаться и плакать;
  • чувствовать вину, что он был причиной события из-за предшествующего поведения;
  • чувствовать себя отвергнутым родителями, которые очень заняты и пытаются наладить свою жизнь;
  • отказываться ходить в школу или в детский сад. Ребенок может не желать быть где-то без вас;
  • пугаться громких голосов, дождя, грозы;
  • не проявлять никаких внешних признаков того, что они расстроены.

Некоторые дети могут никогда не проявлять дистресса, потому что они не чувствуют себя огорченными. У других детей могут быть проявления дистресса спустя несколько недель или месяцев после события.

 Что могут сделать родители, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами

  • Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы.
  •  Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах.
  • Внимательнейшим образом прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: слышится ли вам страх, тревога, беспокойство? Очень полезным может быть повторение слов ребенка. Например: «Ты боишься, что…». Это поможет и родителю, и ребенку прояснить свои чувства.
  • Не уставайте уверять ребенка: «Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе». Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.
  • Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.
  • Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Если нужно, оставьте ночник включенным.
  •  Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Слушайте то, что и как он говорит, следите и замечайте то, как он играет. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т.п.
  •  Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются в виду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дайте ему что-нибудь мягкое, например, подушку.
  • Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать.

 

  • Если вы не справляетесь и вам нужна помощь, свяжитесь со специалистами