Как помочь ребенку преодолеть горе

Как помочь ребенку преодолеть горе

Советы учителям, как помочь ребенку преодолеть горе

Автор книги «Помогая детям справиться с горем» Р. Нельс дает советы учителям, в классе которых есть ребенок, потерявший кого-либо из близких, как помочь ребенку преодолеть горе.

Начальная школа

  1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-либо из близких.
  2. В первые недели может появиться тенденция к изоляции, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь с терпением, старайтесь не показывать своего удивления, не заставляйте ребенка делать что-либо вопреки его воле.
  3. Если ребенок хочет поговорить, найдите время его выслушать. Чаще прикасайтесь к ребенку.
  4. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка.
  5. Будьте готовы к вопросам ребенка и всегда будьте честны с ним.
  6. Докажите ребенку, что плакать не стыдно.
  7. Никогда не говорите ему: «Ты ведь так не думаешь, не правда ли?» Особенно если это касается детских страхов или чувства вины.
  8. Старайтесь быть в контакте с родителями.
  9. С особенным вниманием относитесь к «трудным» дням, например, праздникам.

Средняя школа

Если в классе есть ученик, потерявший кого-либо из близких, рекомендуется провести классное занятие — дискуссию на тему смерти.

  • Учитель должен сказать такому подростку, что знает о том, что произошло с ним. Это важно, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким. Хорошо, если об этом также узнают его товарищи. В школе должно быть место, где ребенок мог бы побыть один, поплакать наедине с собой. Среди его товарищей может быть назначен «помощник», который опекал бы его.
  • Учителю нельзя забывать, что родители тоже нуждаются и в психологической помощи и поддержке.
  • Подросток может погружаться в собственные размышления настолько, что теряет связь с окружающим миром. Если он забыл, о чем вы его спросили, проявите терпение, повторите вопрос, скажите, что вы тоже иногда забываете что-то.
  • Бесполезно говорить подростку, чтобы он больше старался, не впадал в задумчивость. Умственно подросток совершенно дезорганизован. Иногда можно предложить подростку представить себе, что он не на уроке, а занимается, например, своим любимым видом спорта. Этот прием не облегчает горя, но помогает ученику заставить себя работать, не отставая от класса.
  • Правда, очень важно учитывать, что иногда ребенок использует свое горе в качестве оправдания плохой учебы.

Патологическое горе

Нормальная «работа горя» может стать патологическим процессом, если человек «застревает» на одной из фаз. Как правило — на второй. Это приводит к тяжелейшим последствиям, когда человек обречен бесконечно долго переживать острую фазу горя — самую тяжелую, самую болезненную. Все симптомы второй фазы усиливаются и подчеркиваются. И у человека развивается тяжелейший синдром посттравматических стрессовых нарушений в полном объеме.

Причины возникновения патологического горя:

  1. Конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью.
  2. Невыполненные обещания. Например, сын обещал матери приехать к ней, но откладывал, пока не стало слишком поздно…
  3. Определенные обстоятельства смерти близкого.

Норвежский психолог Алле Дырегров предложил классификацию ситуаций в зависимости от риска возникновения патологического горя у детей. Он различает горе и травму:

  • Горе — нормальный процесс
  • Травма — процесс образования синдрома посттравматических нарушений.

Чем больше на графике характеристики ситуации смещаются вправо, тем больше риск возникновения патологического горя.

ГОРЕ
Ожидаемая утрата
— ребенок подготовлен
Ожидаемая утрата
— ребенок не подготовлен
Неожиданная утрата
— внезапная смерть, болезнь
— ребенок не присутствует
Неожиданная утрата
— несчастный случай, катастрофа, война
— ребенок не присутствует
Неожиданная утрата
— убийство, самоубийство
— ребенок не присутствовал
Неожиданная утрата
— внезапная смерть, болезнь
— ребенок очевидец
Неожиданная утрата
— убийство, самоубийство
— ребенок очевидец
Неожиданная утрата
— несчастный случай, катастрофа, война
— ребенок — выживший
ТРАВМА (возможность возникн. ПТСР)

На рисунке видно, что легче всего переносится ожидаемая утрата, когда ребенок при смерти не присутствует. Так, речь идет о смерти бабушек и дедушек.

В своей жизни ребенок сталкивается со смертью прежде всего этих членов семьи. При этом ребенок заранее знает, что бабушка или дедушка уже старенькие, они скоро должны умереть, они долго болеют. В этом случае, если ребенок подготовлен заранее и не присутствует в самый момент умирания, процесс горя, как правило, протекает легче всего.

Тяжелее бывают случаи, когда ребенок в принципе знает, что бабушка или дедушка могут скоро умереть, но их смерть выступает полной неожиданностью.

И гораздо более травматичными являются случаи, когда ребенок сталкивается с насильственной смертью. Наконец, к самым травматогенным относятся ситуации, когда ребенок был вовлечен в тот несчастный случай, катастрофу или войну, которые унесли жизнь его близких, но он сам выжил.

Работа горя значительно осложняется в таком случае виной выжившего («почему я выжил, а он погиб»).

Детское восприятие того, что произошло, также сильно зависит от возраста и психологической зрелости. Более маленькое дети иногда вообще могут не понимать смысла происшедшего. Но половые различия в реакциях на то, что произошло, очевидны. Девочки легче могут говорить о своих мыслях, впечатлениях и реакциях, чем мальчики, что способствует в значительной мере их более быстрому исцелению.

Когда человек по разным причинам не присутствует на похоронах и не имеет возможности попрощаться.

Наконец, ситуацией, в значительной мере вызывающей патологическое горе (я бы даже сказала — в максимальной степени), являются так называемые «непохороненные мертвецы» — без вести пропавшие, те, чьи тела не были найдены, те, о смерти которых не сообщили близким, и т.п.

Дело в том, что пока событие не произошло, работа горя в полной мере начаться не может. Эта ситуация предельно тяжела. Ситуация неопределенности страшна сама по себе. Любая, пусть даже самая страшная определенность — лучше. В условиях неопределенности человек в своем представлении то хоронит своего близкого, ожидая самого худшего, то вдруг с пробуждающейся надеждой надеется на чудо.

Тяжело пережить смерть, смириться с мыслью, что близкий человек умер, но в ситуации неопределенности это приходится делать несколько раз в день, переходя от надежды к полному отчаянию. Это состояние разрушительно для любого. И даже надежда здесь играет отрицательную роль. Собственно, она-то и не дает возможности начать процесс переживания горя. Пока жива надежда, человек обречен вечно за нее цепляться. Так что в какой-то мере безнадежность лучше.

Поэтому вы можете помочь человеку, отнимая у него надежду, как ни странно это звучит.

Отсюда вытекает одна из самых абсолютных рекомендаций, касающаяся психологии горя. Всегда и во всех случаях надо сообщать о смерти близкого. 

Родные, я не знаю каким образом, всегда начинают догадываться о смерти близкого. Им начинают сниться сны, мучить всевозможные подозрения. Они начинают по многу раз спрашивать своих друзей о самочувствии близкого и т.п. И мой опыт, и опыт моих коллег свидетельствует, что информацию о смерти близкого утаить невозможно.

Если же не сообщить, то человек оказывается в той ужасной ситуации, когда его терзают самые страшные подозрения, но он не обладает достаточной информацией и продолжает надеяться, что, может быть, это всего лишь его больное воображение. Так он и живет, переходя от полной безнадежности к счастью надежды. Так что, не сообщая человеку о смерти близкого, якобы щадя его, на самом деле вы меньше всего думаете о нем.

Вот что произошло с пятилетней девочкой, которой не сообщили о смерти отца.

  • Маша Н. (5 лет). У нее год назад умер отец, но мать убеждает ее, что отец «в командировке».
  • Мать привела девочку ко мне, потому что девочке «везде видятся гробы», которые она все время рисует. Например, она сидит в гостях, вдруг у нее появляется отсутствующий взгляд, после чего она сообщает, что в углу комнаты видела стоящий гроб. Мать водила ее к психиатру, который не нашел никакой патологии, и она решила обратиться к психологу.
  • Пока мы беседовали с мамой, девочка попросила карандаш и стала рисовать.
  • Сначала она рисует человечка.
  • Я: Кого ты нарисовала?
  • Маша: Папу. Папа уехал и живет в домике.
  • (В этот момент я начинаю сомневаться, действительно ли девочка не догадывается о смерти отца.)
  • Я: Нарисую домик, в котором живет папа.
  • М.: Рисует красный прямоугольник, в нем черный квадрат. Внутри его три черты, делящие его на три части, внутри расположен человечек. Рядом рисует красный, вполне реалистичный дом с окошком, который соединен с прямоугольником дорожкой. Поясняет, что рядом нарисовала их собственный дом.
  • (На этом этапе я уже не сомневаюсь, что девочка все знает.)
  • Я: Папе нравится его домик?
  • М.: Нет, он скучает по нас, и домик плохой, тесный.
  • (Опять образ гроба!)
  • Я: Нарисуй другой домик, который папе понравился бы.
  • М.: Рисует тот же черный квадрат, но побольше, с такими же двумя параллельными линиями внутри, как и на предыдущей рисунке. Разница только в том, что вместо человечка внутри — три цветка. Один поменьше, два побольше. (Точь-в-точь соответствует числу членов их семьи.)
  • Я: А этот домик папе нравится?
  • М.: (После длительной паузы) Тоже не нравится.
  • Я: Придумай такой домик для папы, который бы ему точно понравился.
  • М.: Берет синий карандаш и, увлекаясь, рисует большой дом с окнами и с дверьми. На окошке занавеска, стоит цветочек. Из трубы выходит дым. Говорит: «Здесь папе нравится, но он скучает по нас».
  • Я: Что еще должно быть в этом домике, чтобы папа не скучал? Чтобы ему совсем было хорошо здесь.
  • М.: Надолго задумывается.
  • Ее мать в это время едва сдерживает рыдания, так как начала уже понимать, о чем идет разговор. После длительной паузы сообщает: «Чтобы папа не скучал по нас, нужно, чтобы в его доме вместо мамы и меня ждала бы другая тетя, чтобы папе было весело».
  • Мать, внезапно переставая плакать, заинтересованно:
  • «Какая другая тетя?»
  • М.: Тетя, которая родила бы ему ребеночка — девочку.
  • (Маша строит, создает как бы параллельное пространство, в котором мог бы жить ее отец. Не правда ли, это напоминает традицию, когда в гроб умершему кладется все, что ему может понадобиться на том свете — жен, вещи и т.п.)
  • Я: А теперь папа будет скучать?
  • М.: Еще немножко будет, потому что он беспокоится о нас.
  • Я: Что нужно сделать, чтобы он не так беспокоился?
  • М.: Нужно ему сказать.
  • Я: Вот в этом замечательном домике живет папа. Скажи ему то, что ты хотела сказать.
  • М.: Папа, о нас не беспокойся. У нас все хорошо. Не скучай, до свидания. (Машет рукой, прощаясь, переворачивает страницу и начинает, припевая, рисовать цветочки.)

Вот такой случай. К сожалению, я не имела возможности наблюдать эту девочку в течение длительного времени, но за три недели после этого разговора девочка гробов ни разу больше не видела. Она повеселела, у нее наладился аппетит, она стала лучше спать.

  • Что же произошло на этом психотерапевтическом сеансе? Из-за того, что девочке не сказали о смерти отца, у нее стал развиваться патологический процесс, сопровождаемый галлюцинациями. Этот покойник не был похоронен.
  • Что означает символика похорон? Прежде всего возможность попрощаться. Девочка была лишена этой возможности. Поэтому я и создала ей эту возможность на сеансе.

Создав домик (удобный и т.п.) для отца, она тем самым в какой-то мере разрешила свое чувство вины («папа живет в маленьком тесном домике»). А разрешив проблему с чувством вины, она смогла попрощаться с отцом.

Повторяю, похороны во всех культурах организованы и продуманы таким образом, чтобы человек мог прощаться с близким. Когда человек по разным причинам не присутствует на похоронах, у него может возникнуть патологическое горе, и тогда, чтобы облегчить его страдания, рекомендуется так или иначе воспроизвести процедуру похорон и прощания. Если невозможно это сделать в реальности, то остаются такие символические пути, как было показано на примере с Машей.

Одна из важнейших рекомендаций психологов, работающих с детским горем: всегда, вне зависимости от возраста, рекомендуется брать детей на похороны близкого человека.

Еще один важный, на мой взгляд, момент. Чем меньше ребенок, тем легче у него протекает горе. Чем старше становится человек, тем больше он понимает и тем больше начинает бояться смерти. Больше всего боятся смерти пожилые люди.

Есть и другие способы облегчить страдания ребенка во время патологического горя.

Как я уже говорила, часто причиной задержки работы горя выступают не разрешенные вовремя конфликты, непроговоренные чувства. Как и в вышеприведенном случае, задача психолога — помочь эти чувства проговорить и разрешить конфликт, пусть даже и в символической форме. Например, это может быть письмо, написанное умершему и прочитанное на кладбище, или разговор с «пустым стулом», на котором представляется умерший, разговор с фотографией и т.п. Иногда это единственный способ дать людям облегчение в их бесконечном возвращении к тому, что было недоговорено.

Цит.: Психологический стресс : Помоги себе и ребенку / Е. Черепанова, 95 с. 20 см, 2-е изд. М. Изд. центр «Академия»

Консультацию психолога в городе Запорожье по проблемам детской психологии, помощи при энурезе, тревожных состояниях, страхах, нарушениях сна и навязчивых состояниях у детей вы можете получить у Ремпель Жанны Александровны, записавшись по телефону 067-614-07-40.