Психологическая игра Зогенция

Психологическая игра Зогенция

З О Г Е Н Ц И Я

Психологическая игра

 

Разработал: детский и подростковый психотерапевт Гюнтер Хорн, г. Карлсруэ, Германия

Адаптация: Я.Л. Обухов

 

Правила игры

Игра для детей латентного возраста (от 8 до 12 лет) для игры с отдельными детьми, с группами детей или семьями с целью развития “эмоциональной” и социальной компетенции. (Игра предназначена для детей, которые уже умеют читать. Однако в нее могут играть и более младшие дети, если помогать им читать карточки.)

 

 Игра состоит приблизительно из 170 карточек, на которых напечатаны фразы, характеризующие различные аспекты социальной и эмоциональной” компетенции. По желанию ребенок может сам дописывать или допечатывать карточки (специально для этого оставлено несколько пустых карточек). Перемешанные карты кладутся на середину стола. Участники игры по очереди берут по одной карте и зачитывают ее вслух. Если участник игры считает, что прочитанное ему подходит, он сохраняет себе эту карту. Если он считает, что содержимое карты больше подходит какому-то другому участнику, он передает ему карту и пытается это обосновать. Если этот участник, в свою очередь, считает, что карта ему не подходит, он передает ее дальше или кладет в отдельную стопку — корзину для мусора. Когда все карты распределены, участники зачитывают их вслух. Если кто-то считает, что ему более важны карты других участников, чем свои собственные, он может попросить обменять их.

Выбор тематического содержания карточек определяется особенностями латентного возраста (6 1/2 -12 лет). В этот период повышенное внимание ребенка к взаимоотношениям с членами семьи (психоаналитики называет его эдипальной фиксацией) смещается к социальному взаимодействию между людьми в целом.

В то же время, сейчас наблюдается изменение общей картины наиболее характерных эмоционально-личностных нарушений детей младшего и среднего школьного возраста. Если раньше в основном приходилось сталкиваться с закомплексованностью и навязчивыми тенденциями у ребенка, то в последнее время все более растет число гиперактивных детей с расторможенной моторикой, с недостаточным эмоционально-личностным общением в семье. Родители и учителя все чаще жалуются на “плохое поведение” детей, на их агрессивность и неуправляемость. Именно этим детям наиболее показана игра Г. Хорна. Заторможенным детям, имеющим явные навязчивые черты, игра скорее противопоказана, так как она может усилить у них и без того завышенные внутренние моральные требования, их “Сверх-Я”.

Дети играют в игру с удовольствием. Особенность её заключается в том, что в ней не выигрывает кто?то один. В выигрыше остаются все, лучшее узнавая как себя самого, так и партнеров по игре. Огромную роль при этом играют разговоры в семье, которые актуализируются игрой. Дети, несмотря на небольшой возраст, приводят весомые аргументы, защищая свою позицию. Для ребенка очень важной является свободная игровая атмосфера, возникающая во время игры — с юмором, без авторитарного давления, без боязни наказания. Обстановка, в которой ребенок не боится рассказать близким свои маленькие секреты, когда он чувствует их заинтересованность и поддержку, сама является благотворным терапевтическим фактором. Благодаря свободной игровой атмосфере возникающие во время игры беседы не вызывают так много скепсиса, опасения и сопротивления, как это часто бывает в случае обычных назиданий и замечаний родителей. Игра способна сделать более конструктивными межличностные взаимоотношения и улучшить психологический климат в семье.

В контексте психоанализа существенным оказывается то, что игра способствует развитию “Сверх-Я” ребенка. Причем в игре акцент направлен не на эгоцентрическую позицию, а на учет позиций и мнений других людей. Играя вместе с родителями и психологом, ребенок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребенок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм. В результате устанавливается “золотая середина” — какие-то нормы ребенок принимает, а от каких?то отказывается.

Несмотря на то, что игра рекомендована детям начиная с восьмилетнего возраста, играть в нее можно и с более младшими детьми, если им помогать читать карточки. Интерес к игре сохраняется приблизительно до 12 лет. В связи с началом подросткового возраста и половым созреванием интерес ребенка переключается со взаимоотношений в семье на отношения в социальной группе, а также на собственные внутренние переживания. Для подростков будут интересны уже другие темы, отличные от тех, которые представлены на карточках игры Г. Хорна.

 Особенность этой игры заключается в том, что в ней никто отдельно не выигрывает. Напротив, в выигрыше оказываются все благодаря лучшему знакомству с особенностями личности как себя самого, так и партнеров по игре.

 Игру можно дополнить дополнительными карточками, которые ребенок напишет (напечатает) сам.

 

Если в автобус входит старый или больной человек, я уступаю место.

Я думаю, что моим родителям иногда стыдно со мной. Когда мои родители еще были детьми, им жилось лучше, чем мне.
Чтобы заработать деньги на карманные расходы, я бы не прочь подработать. Прежде чем зайти в комнату родителей, я стучусь. Мне легко найти друга или подругу.
Иногда я чувствую ярость, но не могу ее никак выразить. Взрослые часто раздражают меня. С чужими людьми я ни за что никуда не пойду.
Иногда мне доставляет удовольствие жульничать во время игры. Я часто бываю не в духе. Часто я говорю больше, чем другие дети.
Если вам дарят домашнее животное, то за ним нужно самому ухаживать. Я экономлю деньги на карманные расходы. Мне хотелось бы иметь подругу, которая играла бы только со мной.
Иногда мне бывает трудно смотреть взрослому при разговоре в лицо. Если кто-то плачет, я хочу им помочь. Если я очень разозлюсь, мне нужно много времени, чтобы успокоиться.
Если мне не напоминать о работе по дому, я о ней забываю. Зубного врача я ни капельки не боюсь. Я люблю списывать уроки.
У учителя, который следит за порядком в классе, я чувствую себя уверенно. Я люблю животных. Мне нравится, когда в классе тихо и спокойно.
Лучше сначала сделать уроки, а потом играть. В основном у меня хорошее настроение. После пользования туале­том я очищаю унитаз при помощи щетки.
Если я что-то хочу и не получаю этого, я злюсь. Я с удовольствием помогаю маме. Если извиниться за свою вину, то на душе становится легче.
Меня беспокоит, что я слишком много ем. Я никогда не хлопаю дверью. Если другие дети громко кричат, я тоже шумлю.
Мне бы не хотелось, чтобы мой друг или моя подруга дружили еще с кем-нибудь другим. Мне все время кажется, что я не умею хорошо рисовать. Если я плачу, то я боюсь, что надо мной будут смеяться.
Найти другу или подругу тяжело. Большинство людей в мире живет лучше, чем мы. Если мне кто-то говорит, что ко мне хорошо относится, я смущаюсь.
Мне бы хотелось каждый день совершать хороший поступок. Я люблю много смотреть телевизор Если бы мне хотелось узнать, как появляются дети, я никого не решусь об этом спросить.
Я и теперь люблю делать что-нибудь вместе с папой. Я часто прихожу домой очень поздно. Когда мои родители еще были детьми, им жилось хуже, чем мне.
Быть единственным ребенком в семье хорошо. Сладостей мне всегда мало. Мне бы больше хотелось поиграть с родителями, чем смотреть телевизор.
Когда я вырасту, я всегда буду участвовать в выборах. Я стараюсь не ябедничать. Я боюсь даже мысли, попасть когда-нибудь в больницу.
Если я получаю плохую оценку, мне даже не хочется дальше учиться. Переходить в другую школу мне кажется ужасным. Когда я спешу, я даже могу перейти улицу на красный свет.
Если папа мне в чем-нибудь отказывает, я про­бую получить это от мамы. В основном у меня хорошее настроение. Если мои родители захотели бы развестись, мне было бы плохо.
Иногда у меня бывает плохое настроение, а я не знаю почему. Я не сплетничаю о других. Если другого ребенка хвалят, мне тоже хочется, чтобы меня похвалили.
Когда находишься один в комнате, можно даже поковырять в носу. Я всегда хочу быть первым. Иногда мне бывает плохо, а я не знаю, с кем об этом можно поговорить.
Если мне кто-нибудь не нравится, я всё равно веду себя по отношению к нему корректно и подобающе. Мне больше нравится играть с девочками. Если учитель мне не нравится, то я особенно и не стараюсь выполнять его задания.
Когда папа спит, я веду себя тихо. Каждое утро я сам убираю свою постель. Если меня что-то беспокоит, то я знаю, кому об этом рассказать.
Иногда меня охватывает такая ярость, что я потом об этом сожалею. Я такой ребенок, который очень много смеется. Есть более старшие дети, которых я боюсь.
Если мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали. С чужими вещами я обращаюсь очень осторожно. Я обычно говорю меньше, чем другие дети.
Ради моего друга или подруги я даже могу что-нибудь украсть. Я чищу зубы каждый день. К нерусским людям я отношусь так же доброже­лательно, как и к русским.
Когда мама готовит вкус­ную еду, я обычно забываю ее за это похвалить. Мне уже приходилось что-то украсть. Карманные деньги я обычно сразу же трачу.
Мне хотелось бы побольше узнать, что мы можем сделать для сохранения природы. Я беспокоюсь, что я слишком мало ем. Плохие оценки не приводят меня в уныние.
Я не люблю телевизионные передачи, где показывают много убийств и смерть. Мне неловко плакать при других людях. Мне больше хотелось бы что-нибудь поделать вме­сте с другими детьми, чем смотреть телевизор.
В основном мои высказы­вания бывают более сдер­жанными, чем у других. Мои родители могут обо мне не беспо­коиться. Я люблю, когда мама укладывает меня в постель.
Мне бывает трудно извиниться за мою вину. Быть взрослым лучше, чем ребенком. Когда другие дерутся, я пытаюсь их разнять.
Я хочу иметь хорошие оценки и по тем пред­метам, которые преподает нелюбимый учитель. Если другие на меня кричат, то я все равно остаюсь спокоен. Если у меня возникают во­просы о сексе и отноше­ниях между мужчиной и женщиной, я никого не ре­шаюсь об этом спросить.
Если хвалят других, мне тоже хочется получить признание. Когда мама что-нибудь для меня делает, я ее за это благодарю. Я бываю доволен и удовлетворительными оценками.
Большинству людей в мире живется хуже, чем нам. Мне бы хотелось иметь еще брата или сестру. Иногда со мной что-то случается, отчего мне бывает стыдно.
Мне тяжело медленно спускаться по лестнице. Чистить зубы мне тяжело. Я люблю смотреть фильмы, где есть убийства и покойники.
Если мама говорит по телефону, я ей не мешаю. У меня часто бывает плохое настроение. Я говорю в основном больше, чем другие в моем возрасте.
Мне бы хотелось, чтобы родители помогали мне делать домашние задания. Если мне кто-нибудь нравится, я могу ему это показать. За то, что мама для меня делает, я часто забываю ее поблагодарить.
Часто я накладываю на тарелку больше еды, чем я могу потом съесть. Вставать по утрам я не люблю. В некоторых ситуациях мне бывает себя жалко.
Я считаю неправильным кидать на улице окурки и мусор. Я не выдаю других детей. Мои ноги часто хотят мчаться гораздо быстрее, чем можно.
Когда я играю, я всегда соблюдаю правила игры. Когда мама готовит вкусную еду, я ее хвалю. Мне кажется, что взрослым хорошо иметь мужа или жену.
Когда я кашляю, я прикрываю ладонью рот. За столом я редко сорю. Мне всегда хочется болтать ногами, когда я сижу на стуле.
Когда, другие говорят, то я не перебиваю, а говорю только тогда, когда они закончат. Я думаю, что мои родители иногда мною гордятся. Нетрудно подать другому человеку руку, чтобы поздороваться.
Когда я говорю что-то важное, то я размахиваю руками. Мне бы хотелось писать более красиво. Если вечером я выхожу из комнаты, то я выключаю свет.
Если вокруг шумно, то я тоже становлюсь возбуж­денным и шумным. Мне бы вообще-то хотелось еще больше играть с папой. Прежде чем зайти в комнату моей сестры, я стучусь.
Выводить из себя учителя доставляет мне удовольст­вие. Мне больше нравится быть с мальчиками. Проигрыш в игре меня не особенно расстраивает.
Для меня важно, чтобы у меня были чистые ногти. Мне часто бывает страшно. Я боюсь, что у нас тоже может начаться война.
Мой рот часто хочет говорить больше, чем хо­телось бы другим людям. Иногда мне нужно думать о смерти. Мне бы хотелось позже ложиться вечером спать.

Мне уже приходилось что-то брать без разрешения. Иногда я злюсь на самого себя. Я гораздо больше получаю удовольствий, если я уже закончил свою работу.
Я могу также радоваться успехам моих одноклас­сников, не завидуя им при этом. Я часто спешу и суечусь. Если другим людям плохо, я хочу им помочь.
Если мама отказывается выполнить мое желание, я обращаюсь к папе. Я хочу делать свои уроки самостоятельно. Я знаю больше приятных   и приветливых людей, чем хмурых и неприветливых..
Иногда мне бывает страш­но, что я могу потерять моего папу или маму. Я не хочу видеть покойников. Я люблю, когда мне говорят, что я кому-то нравлюсь.
Если другие дети громко кричат, я все равно сохраняю спокойствие. Мне бы хотелось еще раз стать маленьким. Выполнение домашних заданий я часто стараюсь отложить.
Для меня важно вести себя так, чтобы моя совесть была чиста. Мне тяжело спокойно сидеть за столом. Когда хвалят другого ребенка, я радуюсь вместе с ним.
Если другой ребенок вы­брасывает хлеб, я ему гово­рю, что так не поступают. Я боюсь зубного врача. В своей комнате я убираюсь самостоятельно.
Я встаю по утрам самостоятельно, и будить меня не нужно. Мне часто нравится одиночество. Ради сохранения природы я могу пойти пешком, вместо того, чтобы ехать на машине.
Ради сохранения природы я могу пойти на неудобства. Я никогда не выбрасываю хлеб. Если ко мне пристает другой ребенок, я не умею хорошо защищаться.
Мне больше нравится быть с девочками. Я иногда боюсь старших детей. Если мои родители сорятся, я пытаюсь их примирить.
Когда другие дерутся, я не вмешиваюсь. Вообще-то мне бы хотелось еще больше делать что-нибудь вместе с мамой. Мне хотелось бы иметь хорошие оценки по поведению.