Детская психотерапия. Как она работает?

Детская психотерапия. Как она работает?

Детская психотерапия — особая форма взаимодействия 

Это такая форма работы с эмоциями, поведением, реакциями через бессознательное, способ трансформации личности, характера через выражение конфликтов, их проигрывание в игре, через рисунок, через выражение словами или в движении для осознания и изживания конфликтных чувств.

Ребенок с помощью психотерапии приобретает эмоциональное освобождение, осознание себя и своего поведения, получает удовольствие от себя и от игры, может выразить конфликтные эмоции и реакции и сформировать новые способы вести себя в каких-то условиях, новые способы самоконтроля, понимания себя и т.д.

Детская психотерапия – особенная система взаимодействия, общения, где психотерапевт выполняет роль ведения. Его задача не состоит в том, чтобы он указывал ребенку, что надо делать или конкретно заставлял ребенка что-то делать, а такая роль сопровождающего. В определенном смысле в этих условиях психика исцеляет сама себя, и это работает.

Это серьезная работа, затрагивающая бессознательное, эмоции, в основном она проходит в индивидуальной форме, при этом всегда сопровождается консультациями родителей (обычно раз в месяц или раз в несколько месяцев).

Когда родители обращаются за психотерапией, обычно ситуация уже довольно вынужденная и довольно серьезная. В этих условиях основным указанием для родителей, что психотерапевт и психотерапия подходят им, являются их интуитивное чутье и ощущение изменения, которые происходят уже на первой сессии.

Игра и воображение являются основным языком для психологического общения. Мы знаем, что детский язык не является таким четким и прямо связанным со значениями, как язык взрослых, особенно когда мы говорим о конфликтах и противоречиях внутреннего мира, переживаниях.

С какими проблемами мы работаем в детской психотерапии?

Можно много говорить о том, нужна психотерапия или нет, и о длительности психотерапии в зависимости от характера проблемы, от характера нарушений у детей. При этом точно несколько ситуаций, когда психотерапия необходима.

Первая это проблемы с поведением и характером, которые мешают детям адаптироваться во внешнем мире и быть успешными, либо они мешают им взаимодействовать в семье – с мамой, папой или сиблингами, или возможно с самим собой и чувствовать себя при этом благополучно и спокойно. Тогда это глубокая психологическая работа с психически и неврологически здоровыми детьми, которые нуждаются в том, чтобы их личность в том или ином виде была трансформирована, чтобы их развитие стало более успешным и не препятствовало их индивидуальности. В этом смысле психотерапия помогает ребенку быть самим собой.

Другой тип ситуаций – запросы, связанные с какими-то кризисными ситуациями. Ситуации развода, переезда или ситуации психической травмы, с которой столкнулся ребенок, школьные ситуации, насилие или деструктивное моральное событие, или ситуация попадания в больницу и обнаружение болезни, которые могут вызвать у ребенка психическую травму. Здесь работа связана с помощью личности актуализировать свои ресурсы для этой конкретной ситуации, помочь семье перестроиться, помочь ребенку перестроиться, каким-то образом выразить тот психический сознательный и бессознательный материал, который поднимается в ситуации, когда ребенок получает такого рода внешнее воздействие.  Психотерапия таких проблем может быть долгой, а может быть и очень долгой.

И бывает третий тип ситуаций, когда мы работаем с так называемыми пограничными состояниями, когда психика ребенка вызывает поведенческие, личностные, эмоциональные проблемы, ребенок уже мог столкнуться в своей жизни с травмирующими ситуациями, но при этом есть еще личностное расстройство, психическое расстройство или, например, неврологическое заболевание. В этом случае психологическая работа займет довольно большое время. При этом психотерапия показывает свой результат уже через какое-то количество занятий (сессий), и родители чувствуют продвижение, изменение, которые происходят с их детьми и именно поэтому согласны водить ребенка год, два и даже больше.

Ответить на вопрос, сколько времени потребуется для преодоления проблемы, можно, опираясь на начальную диагностику и понимание, с чем придется иметь дело, но всегда есть некоторые подвижные рамки. Характер того, что будет происходить с ребенком на терапевтических сессиях, определит для психотерапевта, сколько времени потребуется для решения проблемы и изменения и развития Эго ребенка.

Как работает детская психотерапия?

В детской психотерапии используются разные формы выражения эмоций, бессознательного, фантазий, продуктов воображения через разнообразные игры – игры с игрушками, когда ребенок сам создает игру, озвучивает роли персонажей, может предлагать терапевту участвовать в игре. Игра является языком, с помощью которого ребенок сообщает о том, что с ним происходит.

Детская психотерапия – это безопасное пространство, творческое пространство для самовыражения ребенка, где он может выразить свои тревоги, эмоции и др. с помощью игры. Терапевт поддерживает игру ребенка, учит ребенка играть, играет вместе с ним или даже вместо него. В зависимости от возраста и особенностей ребенка мы можем использовать: рисунок, написание сказки, спонтанную игру, работу с глиной, пластилином, активное воображение, символические образы и ресурсы других методов.

Подводя итог, мы можем определить, что главный фокус психотерапии – это внутренний мир, эмоции, чувства, конфликты, фантазии. Та часть психики, которая не поддается полному контролю, та часть психики, которая очень реактивна и которая все время проявляется в жизни. Многие конфликты, фантазии, убеждения ребенка, которые сформировались в течение жизни, бессознательны. Они мешают ему реалистично действовать или быть адаптивным, выражать свое «Я» наиболее полно и достигать целей благодаря своим способностями склонностям. Эти содержания бессознательного приобретены в течение жизни, а некоторые являются наследниками раннего детства и младенчества, а именно старые страхи и фантазии, которые ребенок не преодолел с возрастом. Вот это является объектом терапии. В психотерапии мы часто имеем дело с остатками старых эпох развития.

Психотерапия не должна делать детей «удобными», она позволяет детям развиваться в их индивидуальности. Если родители хотят использовать терапию для подгона ребенка под шаблон, то это не лучший путь.

Метафора детской психотерапии – это хорошее понимание. Детская психотерапия помогает ребенку понимать себя и других, а родителям понимать своего ребенка и гибко изменять это понимание с его взрослением, с тем, что ребенок растет и развивается. Помочь вам и вашему ребенку в этом сложном, но увлекательном путешествии во внутренний мир, смогу я, детский психолог-психотерапевт, Ремпель Жанна Александровна.  

В статье использованы работы ведущих психоаналитиков: Винникота Д., Кляйн М., Оклендер В., Дольто Ф., Ференци Ш.,  Дилео Дж., Прилуцкой М.И., Первушиной Т.Н., Фигдор Г. и др.