Архив публикаций

Вторник, 20 сентября 2016 07:15

Психологическая игра Зогенция

З О Г Е Н Ц И Я

Психологическая игра

 

Разработал: детский и подростковый психотерапевт Гюнтер Хорн, г. Карлсруэ, Германия

Адаптация: Я.Л. Обухов

 

Правила игры

Игра для детей латентного возраста (от 8 до 12 лет) для игры с отдельными детьми, с группами детей или семьями с целью развития “эмоциональной” и социальной компетенции. (Игра предназначена для детей, которые уже умеют читать. Однако в нее могут играть и более младшие дети, если помогать им читать карточки.)

 

 Игра состоит приблизительно из 170 карточек, на которых напечатаны фразы, характеризующие различные аспекты социальной и эмоциональной” компетенции. По желанию ребенок может сам дописывать или допечатывать карточки (специально для этого оставлено несколько пустых карточек). Перемешанные карты кладутся на середину стола. Участники игры по очереди берут по одной карте и зачитывают ее вслух. Если участник игры считает, что прочитанное ему подходит, он сохраняет себе эту карту. Если он считает, что содержимое карты больше подходит какому-то другому участнику, он передает ему карту и пытается это обосновать. Если этот участник, в свою очередь, считает, что карта ему не подходит, он передает ее дальше или кладет в отдельную стопку - корзину для мусора. Когда все карты распределены, участники зачитывают их вслух. Если кто-то считает, что ему более важны карты других участников, чем свои собственные, он может попросить обменять их.

Выбор тематического содержания карточек определяется особенностями латентного возраста (6 1/2 -12 лет). В этот период повышенное внимание ребенка к взаимоотношениям с членами семьи (психоаналитики называет его эдипальной фиксацией) смещается к социальному взаимодействию между людьми в целом.

В то же время, сейчас наблюдается изменение общей картины наиболее характерных эмоционально-личностных нарушений детей младшего и среднего школьного возраста. Если раньше в основном приходилось сталкиваться с закомплексованностью и навязчивыми тенденциями у ребенка, то в последнее время все более растет число гиперактивных детей с расторможенной моторикой, с недостаточным эмоционально-личностным общением в семье. Родители и учителя все чаще жалуются на “плохое поведение” детей, на их агрессивность и неуправляемость. Именно этим детям наиболее показана игра Г. Хорна. Заторможенным детям, имеющим явные навязчивые черты, игра скорее противопоказана, так как она может усилить у них и без того завышенные внутренние моральные требования, их “Сверх-Я”.

Дети играют в игру с удовольствием. Особенность её заключается в том, что в ней не выигрывает кто?то один. В выигрыше остаются все, лучшее узнавая как себя самого, так и партнеров по игре. Огромную роль при этом играют разговоры в семье, которые актуализируются игрой. Дети, несмотря на небольшой возраст, приводят весомые аргументы, защищая свою позицию. Для ребенка очень важной является свободная игровая атмосфера, возникающая во время игры - с юмором, без авторитарного давления, без боязни наказания. Обстановка, в которой ребенок не боится рассказать близким свои маленькие секреты, когда он чувствует их заинтересованность и поддержку, сама является благотворным терапевтическим фактором. Благодаря свободной игровой атмосфере возникающие во время игры беседы не вызывают так много скепсиса, опасения и сопротивления, как это часто бывает в случае обычных назиданий и замечаний родителей. Игра способна сделать более конструктивными межличностные взаимоотношения и улучшить психологический климат в семье.

В контексте психоанализа существенным оказывается то, что игра способствует развитию “Сверх-Я” ребенка. Причем в игре акцент направлен не на эгоцентрическую позицию, а на учет позиций и мнений других людей. Играя вместе с родителями и психологом, ребенок, с одной стороны, усваивает родительские нормы, а с другой стороны, в случае отказа взрослыми от общепринятых норм, ребенок видит относительность этих норм, что важно для разрушения идеализации чрезмерно сильного родительского авторитета и явно завышенных норм. В результате устанавливается “золотая середина” - какие-то нормы ребенок принимает, а от каких?то отказывается.

Несмотря на то, что игра рекомендована детям начиная с восьмилетнего возраста, играть в нее можно и с более младшими детьми, если им помогать читать карточки. Интерес к игре сохраняется приблизительно до 12 лет. В связи с началом подросткового возраста и половым созреванием интерес ребенка переключается со взаимоотношений в семье на отношения в социальной группе, а также на собственные внутренние переживания. Для подростков будут интересны уже другие темы, отличные от тех, которые представлены на карточках игры Г. Хорна.

 Особенность этой игры заключается в том, что в ней никто отдельно не выигрывает. Напротив, в выигрыше оказываются все благодаря лучшему знакомству с особенностями личности как себя самого, так и партнеров по игре.

 Игру можно дополнить дополнительными карточками, которые ребенок напишет (напечатает) сам.

 

Если в автобус входит старый или больной человек, я уступаю место.

Я думаю, что моим родителям иногда стыдно со мной.

Когда мои родители еще были детьми, им жилось лучше, чем мне.

Чтобы заработать деньги на карманные расходы, я бы не прочь подработать.

Прежде чем зайти в комнату родителей, я стучусь.

Мне легко найти друга или подругу.

Иногда я чувствую ярость, но не могу ее никак выразить.

Взрослые часто раздражают меня.

С чужими людьми я ни за что никуда не пойду.

Иногда мне доставляет удовольствие жульничать во время игры.

Я часто бываю не в духе.

Часто я говорю больше, чем другие дети.

Если вам дарят домашнее животное, то за ним нужно самому ухаживать.

Я экономлю деньги на карманные расходы.

Мне хотелось бы иметь подругу, которая играла бы только со мной.

Иногда мне бывает трудно смотреть взрослому при разговоре в лицо.

Если кто-то плачет, я хочу им помочь.

Если я очень разозлюсь, мне нужно много времени, чтобы успокоиться.

Если мне не напоминать о работе по дому, я о ней забываю.

Зубного врача я ни капельки не боюсь.

Я люблю списывать уроки.

У учителя, который следит за порядком в классе, я чувствую себя уверенно.

Я люблю животных.

Мне нравится, когда в классе тихо и спокойно.

Лучше сначала сделать уроки, а потом играть.

В основном у меня хорошее настроение.

После пользования туале­том я очищаю унитаз при помощи щетки.

Если я что-то хочу и не получаю этого, я злюсь.

Я с удовольствием помогаю маме.

Если извиниться за свою вину, то на душе становится легче.

Меня беспокоит, что я слишком много ем.

Я никогда не хлопаю дверью.

Если другие дети громко кричат, я тоже шумлю.

Мне бы не хотелось, чтобы мой друг или моя подруга дружили еще с кем-нибудь другим.

Мне все время кажется, что я не умею хорошо рисовать.

Если я плачу, то я боюсь, что надо мной будут смеяться.

Найти другу или подругу тяжело.

Большинство людей в мире живет лучше, чем мы.

Если мне кто-то говорит, что ко мне хорошо относится, я смущаюсь.

Мне бы хотелось каждый день совершать хороший поступок.

Я люблю много смотреть телевизор

Если бы мне хотелось узнать, как появляются дети, я никого не решусь об этом спросить.

Я и теперь люблю делать что-нибудь вместе с папой.

Я часто прихожу домой очень поздно.

Когда мои родители еще были детьми, им жилось хуже, чем мне.

Быть единственным ребенком в семье хорошо.

Сладостей мне всегда мало.

Мне бы больше хотелось поиграть с родителями, чем смотреть телевизор.

Когда я вырасту, я всегда буду участвовать в выборах.

Я стараюсь не ябедничать.

Я боюсь даже мысли, попасть когда-нибудь в больницу.

Если я получаю плохую оценку, мне даже не хочется дальше учиться.

Переходить в другую школу мне кажется ужасным.

Когда я спешу, я даже могу перейти улицу на красный свет.

Если папа мне в чем-нибудь отказывает, я про­бую получить это от мамы.

В основном у меня хорошее настроение.

Если мои родители захотели бы развестись, мне было бы плохо.

Иногда у меня бывает плохое настроение, а я не знаю почему.

Я не сплетничаю о других.

Если другого ребенка хвалят, мне тоже хочется, чтобы меня похвалили.

Когда находишься один в комнате, можно даже поковырять в носу.

Я всегда хочу быть первым.

Иногда мне бывает плохо, а я не знаю, с кем об этом можно поговорить.

Если мне кто-нибудь не нравится, я всё равно веду себя по отношению к нему корректно и подобающе.

Мне больше нравится играть с девочками.

Если учитель мне не нравится, то я особенно и не стараюсь выполнять его задания.

Когда папа спит, я веду себя тихо.

Каждое утро я сам убираю свою постель.

Если меня что-то беспокоит, то я знаю, кому об этом рассказать.

Иногда меня охватывает такая ярость, что я потом об этом сожалею.

Я такой ребенок, который очень много смеется.

Есть более старшие дети, которых я боюсь.

Если мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали.

С чужими вещами я обращаюсь очень осторожно.

Я обычно говорю меньше, чем другие дети.

Ради моего друга или подруги я даже могу что-нибудь украсть.

Я чищу зубы каждый день.

К нерусским людям я отношусь так же доброже­лательно, как и к русским.

Когда мама готовит вкус­ную еду, я обычно забываю ее за это похвалить.

Мне уже приходилось что-то украсть.

Карманные деньги я обычно сразу же трачу.

Мне хотелось бы побольше узнать, что мы можем сделать для сохранения природы.

Я беспокоюсь, что я слишком мало ем.

Плохие оценки не приводят меня в уныние.

Я не люблю телевизионные передачи, где показывают много убийств и смерть.

Мне неловко плакать при других людях.

Мне больше хотелось бы что-нибудь поделать вме­сте с другими детьми, чем смотреть телевизор.

В основном мои высказы­вания бывают более сдер­жанными, чем у других.

Мои родители могут обо мне не беспо­коиться.

Я люблю, когда мама укладывает меня в постель.

Мне бывает трудно извиниться за мою вину.

Быть взрослым лучше, чем ребенком.

Когда другие дерутся, я пытаюсь их разнять.

Я хочу иметь хорошие оценки и по тем пред­метам, которые преподает нелюбимый учитель.

Если другие на меня кричат, то я все равно остаюсь спокоен.

Если у меня возникают во­просы о сексе и отноше­ниях между мужчиной и женщиной, я никого не ре­шаюсь об этом спросить.

Если хвалят других, мне тоже хочется получить признание.

Когда мама что-нибудь для меня делает, я ее за это благодарю.

Я бываю доволен и удовлетворительными оценками.

Большинству людей в мире живется хуже, чем нам.

Мне бы хотелось иметь еще брата или сестру.

Иногда со мной что-то случается, отчего мне бывает стыдно.

Мне тяжело медленно спускаться по лестнице.

Чистить зубы мне тяжело.

Я люблю смотреть фильмы, где есть убийства и покойники.

Если мама говорит по телефону, я ей не мешаю.

У меня часто бывает плохое настроение.

Я говорю в основном больше, чем другие в моем возрасте.

Мне бы хотелось, чтобы родители помогали мне делать домашние задания.

Если мне кто-нибудь нравится, я могу ему это показать.

За то, что мама для меня делает, я часто забываю ее поблагодарить.

Часто я накладываю на тарелку больше еды, чем я могу потом съесть.

Вставать по утрам я не люблю.

В некоторых ситуациях мне бывает себя жалко.

Я считаю неправильным кидать на улице окурки и мусор.

Я не выдаю других детей.

Мои ноги часто хотят мчаться гораздо быстрее, чем можно.

Когда я играю, я всегда соблюдаю правила игры.

Когда мама готовит вкусную еду, я ее хвалю.

Мне кажется, что взрослым хорошо иметь мужа или жену.

Когда я кашляю, я прикрываю ладонью рот.

За столом я редко сорю.

Мне всегда хочется болтать ногами, когда я сижу на стуле.

Когда, другие говорят, то я не перебиваю, а говорю только тогда, когда они закончат.

Я думаю, что мои родители иногда мною гордятся.

Нетрудно подать другому человеку руку, чтобы поздороваться.

Когда я говорю что-то важное, то я размахиваю руками.

Мне бы хотелось писать более красиво.

Если вечером я выхожу из комнаты, то я выключаю свет.

Если вокруг шумно, то я тоже становлюсь возбуж­денным и шумным.

Мне бы вообще-то хотелось еще больше играть с папой.

Прежде чем зайти в комнату моей сестры, я стучусь.

Выводить из себя учителя доставляет мне удовольст­вие.

Мне больше нравится быть с мальчиками.

Проигрыш в игре меня не особенно расстраивает.

Для меня важно, чтобы у меня были чистые ногти.

Мне часто бывает страшно.

Я боюсь, что у нас тоже может начаться война.

Мой рот часто хочет говорить больше, чем хо­телось бы другим людям.

Иногда мне нужно думать о смерти.

Мне бы хотелось позже ложиться вечером спать.

Мне уже приходилось что-то брать без разрешения.

Иногда я злюсь на самого себя.

Я гораздо больше получаю удовольствий, если я уже закончил свою работу.

Я могу также радоваться успехам моих одноклас­сников, не завидуя им при этом.

Я часто спешу и суечусь.

Если другим людям плохо, я хочу им помочь.

Если мама отказывается выполнить мое желание, я обращаюсь к папе.

Я хочу делать свои уроки самостоятельно.

Я знаю больше приятных   и приветливых людей, чем хмурых и неприветливых..

Иногда мне бывает страш­но, что я могу потерять моего папу или маму.

Я не хочу видеть покойников.

Я люблю, когда мне говорят, что я кому-то нравлюсь.

Если другие дети громко кричат, я все равно сохраняю спокойствие.

Мне бы хотелось еще раз стать маленьким.

Выполнение домашних заданий я часто стараюсь отложить.

Для меня важно вести себя так, чтобы моя совесть была чиста.

Мне тяжело спокойно сидеть за столом.

Когда хвалят другого ребенка, я радуюсь вместе с ним.

Если другой ребенок вы­брасывает хлеб, я ему гово­рю, что так не поступают.

Я боюсь зубного врача.

В своей комнате я убираюсь самостоятельно.

Я встаю по утрам самостоятельно, и будить меня не нужно.

Мне часто нравится одиночество.

Ради сохранения природы я могу пойти пешком, вместо того, чтобы ехать на машине.

Ради сохранения природы я могу пойти на неудобства.

Я никогда не выбрасываю хлеб.

Если ко мне пристает другой ребенок, я не умею хорошо защищаться.

Мне больше нравится быть с девочками.

Я иногда боюсь старших детей.

Если мои родители сорятся, я пытаюсь их примирить.

Когда другие дерутся, я не вмешиваюсь.

Вообще-то мне бы хотелось еще больше делать что-нибудь вместе с мамой.

Мне хотелось бы иметь хорошие оценки по поведению.

 

 

 

 

 

Прочитано 184 раз Последнее изменение Воскресенье, 12 февраля 2017 13:07
Другие материалы в этой категории: « 7 правил для родителей подростков