Архив публикаций

Воскресенье, 15 января 2017 09:56

Архетипический квадрат Т. Четуинда

Архетипы — прообразы базисных особенностей личности. Термин восходит к представлениям о прототипе строения, лежащем в основе реально существующих форм организмов (прарастение, праязык, праживотное). Понятие архетипа может быть распространено на морфологию (конституцию), поведение, сознание и так далее. Культуральные прототипы связаны с поискам истоков данного этноса и культуры. Психодиагностические единицы, например типологии личности, также являются архетипами.

В юнгианском анализе под архетипом стали понимать первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и априорно, формирующие активность воображения, выявляемые монографическим и сравнительным методом в мифах, верованиях, литературе и искусстве. И сейчас к архетипу относятся как к некоему универсальному и постоянному началу человеческой природы. Итак, архетипы – это:

1. Системы ценностей и убеждений.

2. Взаимодополняющие роли в асимметричном раппорте.

3. Паттерны мета-сообщений во взаимоотношениях и отношения к миру.

4. Фазы прохождения Пути Героя (Волшебной Сказки).

5. Любовные стратегии.

В идеале по жизни каждый из нас должен пройти четыре этапа развития (сознания/ самосознания): божественное дитя, мудрость, сила и самость. В каждом из этих этапов есть две противоположности: хорошая девчонка и плохая, воспитанный мальчик и забияка… Чтобы перейти на новый этап, нам нужно не просто примерить обе роли, но и присвоить каждую из них, пережить, «переспать» с нею.

Том Четуинд, опираясь на теорию архетипов и коллективного бессознательного Карла Густава Юнга и развивая ее, создал теорию «Архетипического Квадрата», в которой есть четыре фундаментальных сектора проявления архетипов: Божественное дитя, Мудрость, Сила, Самость.

Поведении человека в каждом секторе проявляется в скрытой или явной форме и имеют светлые и теневые (темные) стороны. По теории Т. Четуинда каждый человек начинает свой путь по кругу с сектора «Божественное дитя», а заканчивает  в секторе «Самость». В каждом секторе есть светлые и темные стороны для мужчин и женщин. Человек совмещает в себе оба типа на любом этапе жизненного пути.

Архетип имеет свои определенные шаблоны поведения, правила во взаимоотношениях с людьми; собственный набор правил, убеждений и ценности; уникальное проявление во взаимоотношениях с противоположным полом, так называемые любовные стратегии.


1. Сущностное принятия себя. Архетип Божественное дитя (тени Принц/Бродяга - фиксации на достижении или отрицании принятия себя). Фокус внимания архетипа на стратегиях мотивации.

 

Идеалы (Божественное дитя)

Тень

Принц
Наследник. Сын. Геолог, летчик, путешественник. Художник, поэт, музыкант.
Американский или европейский мальчик. Юнга. Пьеро. Ромео. 
Возраст: детство, юность.
Идеальный ребенок. Идеальный сын. Всегда слушается родителей, всегда выполняет то, что говорят. Подчеркнутая вежливость, бережность. Особенно к малым и слабым, переводит бабушек через дорогу
Включенность в социальную иерархию. Стремится занять какую-то нишу. Карьерист. Наследник. Идет по стопам отца. Очень социален: стремление подражать социальным стереотипам.
Выбор профессии: либо – то, что полезно людям, обществу, либо – по стопам отца, либо – романтическая, связанная с путешествиями.
Романтизм. Мечтательность. Подчеркнутая духовность. Творчество. Интерес к этике, эстетике, вопросам морали, религии, философии, искусства, литературы и пр. Интерес к новому видению мира.
Рефлексия. Постоянный анализ своих мыслей, действий. Развитый внутренний диалог
*Обостренное чувство социальной справедливости (Павлик Морозов).
Четкое деление добра и зла, юношеский максимализм.
Благородство. Стремление защищать слабых, младших и старых (Тимур и его команда). Очень эмоционален, очень эмпатичен.
Страсть к путешествиям. «Увидеть мир» (юнги, Джим Хопкинс - из «Острова сокровищ»). Героизм, юношеский, основанный на уверенности в своем бессмертии (пионеры-герои), часто за какие-то высокие идеалы.
Отношения с женщинами: Всегда с серьезными намерениями. Очень возвышенное, часто идеализирует возлюбленную. Любовь=романтика. (Ромео).

Бродяга
Дрянной мальчишка. Бомж, бродяга, бич. Алкоголик. Наркоман. Нигилист. Рокер, неформал, панк. Гаврош.
Возраст: детство, юность.
Инфантильное дитя. Избалованный до крайности ребенок. Родителей слушается по необходимости или в корыстных целях, лентяй.
Принц, не нашедший своего королевства. 
Отрицание любой иерархии. отрицание иерархии, нигилизм, анархизм Демонстративное презрение к любым социальным условностям. презрение к социуму, нищий, но гордый, пьяный, но гордый, но нищий
Эпатаж. Отрицание авторитетов. Но, тем не менее, высокая степень зависимости от мнения окружающих. Похвалили – счастлив и уверен в своей гениальности, покритиковали – унижен и раздавлен.
Выбор профессии: наиболее романтичная, наиболее творческая, наиболее богемная.
Мечтательность. Претензия на гениальность. Постоянное планирование, несбыточные проекты. Интерес к измененным состояниям. Отсюда – алкоголизм, наркомания.
Постоянные сомнения в том, любят ли его, ценят ли. Требования доказательств.
Обостренное чувство социальной справедливости, жалобы на жестокий строй. Революционерство.
Благородство, но очень показушное. «Смотрите, какой я!!!». В хорошие дни – поможет всем, но в плохие – бесполезно даже просить.
Отсутствие дома. Отказ от любых границ. Гостевание. Героизм, тоже либо показушный, либо – «на слабо». Суицидальность, причем демонстративная.
Отношения с женщинами: Несчастная любовь, и на ее фоне огромное количество девиц. Постоянный поиск «девушки мечты». Влюбленность в самую недоступную женщину, фанатизм.


Принцесса
Девочка. Девушка. Маленькая леди. Наследница. Студентка. Отличница. Web-girl. Джульетта
Возраст: детство, юность.
Умная девочка. Отличница. Любит учиться, много читает. Любимая дочка, внучка, сестра.
Мечтательность. Романтичность. Духовность. Интерес к этике, эстетике, искусству, литературе, ко всему прекрасному. Поиск своего предназначения, своего счастья.
эстетка, стремление и внимание к этике. Маленькая леди.
Эмоциональность. Любит мелодрамы, семейные комедии, романтические комедии с «хэппи-эндом».
Включенность в иерархию: идеал будущего – семья «как у мамы с папой». Слушается родителей, учителей, старших. Стремится соответствовать маме, образу взрослой женщины. Хочет повзрослеть, подражает взрослым. 
Отличница, уважает старших, когда ей говорят – слушает, наследница, подражание и культивирование социальных образцов (плакаты на стенах).
Высокие идеалы. Обостренное чувство социальной справедливости. Сочувствие к ближнему, жалость к маленьким. Забота. Выращивает цветы. Кормит котят, жалеет бездомных животных, эмпатична.
Капризность. Общительность. Нуждается во внимании.
Выбор профессии: либо – что-то полезное людям (врач, учитель, социальный работник).
Девочка-фанатка. Влюбленность в певцов, актеров, героев фильмов и книг.
Отношения с мужчинами: ожидание «принца на белом кабане (коне, кадиллаке)». Идеальная любовь. Обязателен ритуал ухаживания. Культивирование социальных образов.

Шлюха
«Оторва». Мечтательная толстуха. Земфира. Поп-звезда. Нехорошая девчонка.
Возраст: детство, юность.
Умная девочка. Отличница, которая этого стыдится. Талантлива и требует, чтобы все это признали. Ленива. Избалованная дочка, внучка.
Мечтательность. Поиск романтики.
Двойственно: либо – толстуха с постоянными мечтами о прекрасном принце, завидующая более удачливым ровесницам. Старая дева. Либо – оторва, которая спит со всеми подряд, хлещет водку, вращается намеренно с самой плохой компанией. Девочка, вырвавшаяся из-под опеки родителей. Стремление испытать все острые ощущения, которых была лишена до этого. Интерес к маргинальному искусству.
Принцип: «не учите меня жить! Не лезьте мне в душу!»
Гиперэмоциональность: истеричка, плаксивость. Частые смены настроений, затянувшийся «переходный возраст». Суицидальность.
Отрицание иерархии: эпатаж, вызывающая одежда, «фенечки по локоть». Девица при рок-тусовке. Отрицание «мещанских» ценностей. Стыдится «отсталых» родителей. Мечтает быть похожей на поп-звезду, актрису, топ-модель и пр.Подражает взрослым, но в случае прокола апеллирует к своему детскому возрасту.
Обостренное чувство социальной справедливости превращается в культ бедности и аскетизма: «Все, что нам нужно, это любовь». Хиппи. Мечта одарить любовью всех. Жажда любви.
Капризность превращается в стервозность. «Все мне должны поклоняться или хотя бы уделять внимание. И вообще, ВСЕ МНЕ ДОЛЖНЫ!»* Выбор профессии: что-нибудь богемное, что-нибудь красивое: топ-модель, актриса, певица, художница.
Отношения с мужчинами: идеальная любовь, непременно несчастная. На ее фоне много других «заменителей», кавалеров, которых она меняет как перчатки. Влюбленность в недоступных мужчин: женатых, более взрослых, более молодых, певцов, актеров, культовых личностей.

 

2. Сущностное существование. Архетип Мудрости (тени Трикстер/Черный маг - фиксации на достижении или отрицании чувств, ощущений жизни). Фокус внимания архетипа на стратегиях принятия решений.

 

Мудрость

Тень

Трикстер
Шут. Волшебный помощник. Друг. Товарищ. Волшебник. Хитрый слуга. Креативщик. Молодой человек, делающий карьеру. Д’Артаньян.
Возраст: молодость.
Обаяние. Умение общаться. Успех у всех. Душа компании.
Смелость, сообразительность, хитрость, чувство юмора.
Талант. Человек, которому что-то дается легче, чем другим.
Медиатор. Посредник. Добро и зло равны для него по своей полезности и целесообразности. Его девиз: «Все в мире относительно».
у него много масок, он может быть всем и никем, клоун, шут. Маска.
Помощник, друг, спутник. С удовольствием поможет тому, кто сможет убедить его в полезности затеи всему человечеству и, главное, лично трикстеру.
Необязательность, безалаберность. Не по злобе, а так – более интересные дела были. Но на него невозможно обидеться.
Шпион, специалист по тайным разработкам, PR –кампаниям и прочей эзотерике. Креативщик. Спец по безумным и невыполнимым планам.
Отношения с женщинами: ловелас. Казанова. Соблазнитель и «кидатель». Увеличивает численность людей на Земле совершено бескорыстно. Если находит свою любовь, то долго ее охмуряет, затем проверяет в деле, затем проверяет на предмет терпения и сумасшествия. Если все присутствует, предполагает провести в ней ближайшие лет... несколько. Женщина – украшение и помощник. Если уходит, то по-английски.


Черный маг
Паук. Черный PR-щик. Манипулятор. Обманщик. Колдун, гипнотизер. Мошенник. Шпион. Резидент. Двойной агент. Иуда, предатель.
Возраст: молодость.
Обаяние. Умение общаться. Успех у всех. Но отстраненность от людей.
Смелость, расчетливость, хитрость, сарказм.
Криминальный Талант. Человек, которому многое дается легче, чем другим. Умение и желание талантом пользоваться. 
Неразличение добра и зла. Убивает с той же легкостью, что и лжет, лжет с той же легкостью, что и дышит. Использование всех и всего в своих целях.
Расчетливый холодный ум, всегда просчитывает на много ходов вперед; плетет интриги и коварные планы вокруг себя, заманивая в свои сети. Тот, кто попадается, и не подозревает чих на самом деле это рук дело. Всегда выходит сухим из воды.
не вступает в открытый бой с противником, (он прекрасно понимает что воин сильнее его в открытом бою) он действует через кого-то, убивает не своими руками.
Помогает из своих корыстных интересов, шантажист. С удовольствием поможет тому, с кого после этого сможет больше взять в качестве уплаты долга.
«Кидалово». Намеренное и расчетливое. Мнение и эмоции других людей его нисколько не волнуют. 
Отношения с женщинами: ловелас. Казанова. Дон Жуан. Использует женщин в своих целях. Использует до тех пор, пока нужна, а затем уходит без слов. Женщина – орудие для удовлетворения своих потребностей. Если и любит, то крайне эгоистично, собственник.

Жрица
Женщина-загадка. Муза. Добрая фея. Истинная леди. Волшебница. Мэри Поппинс. 
Возраст: молодость.
Истинная женщина. Та, в которую влюбляются с первого взгляда и о которой потом мечтают всю жизнь. «Незнакомка» А. Блока. 
истинная женщина, леди совершенство. Та, которой посвящают стихи, та которая способна вдохновить на самые героические поступки, ради такой женщины мужчина готов свернуть горы, женщина воодушевляющая, вдохновляющая на созидание. Она входит в комнату и все преображается вокруг, становится светлее, она создает вокруг атмосферу
Обаяние. Умение привлечь внимание, когда нужно. Не платит за себя. Ей хочется дарить цветы и подарки. Она умеет принимать подарки и умеет благодарить за них.
Любовь. Искусство любви. Искусство любить и быть любимой. Умение внушать любовь. Она одаривает своей любовью, это дарительница. Это служительница искусству любви. Храмовая танцовщица, та которая посвящает себя высшей цели, высшей идее. Любовь для нее не сексуальна и не направлена на объект, ее любовь всеобъемлюща.
Непредсказуемость, таинственность
Женская мудрость. И – женская хитрость. удивительная интуиция. «Женщина, к которой боишься подойти, потому что она так прекрасна, светла и загадочна». 
Отношения с мужчинами: ей поклоняются, ее любят. Критерии, по которым она выбирает себе мужчину, загадочны и непонятны.
Ожидание и вера.

Ведьма
Холодная стерва. Снежная королева. Миледи Винтер. Женщина-вамп. Обольстительница. Екатерина Медичи.
Возраст: молодость.
Истинная женщина во всех ее худших проявлениях. Та, в которую влюбляются и ползают за ней на коленях. 
Обаяние. Умение прикинуться дурой. Девушка из фильма «Криминальный талант». Раскручивает мужчин на бабки. Девушки из баров. Не принимает подарков, но получает все, что хочет.
роковая женщина, та женщина, ради которой убивают, ради которой идут на самоубийство, из-за которой затеваются войны, интриги, вокруг нее разрушение
Серый кардинал – любовница высокопоставленного чиновника, которая вытягивает деньги и информацию, плетет интриги, из-за нее случаются непоправимые скандалы и летят головы.
*про такую женщину говорят – ведьма, «она меня свела с ума».
Женский ум. Женская хитрость. И женская жестокость. Трезвый и расчетливый ум, все делается только ради пользы и выгоды.
Любовь. Умение пользоваться искусством любви в своих целях. Умение внушать любовь. Искусство соблазнять. В совершенстве владеет искусством физической любви, искусительница. Ее любовь убивает и разрушает.
Скрытность, непредсказуемость и расчетливость.
Отношения с мужчинами: ей поклоняются, ее любят. Она пользуется мужчинами откровенно и хладнокровно. Убивает своей любовью и своей нелюбовью.

 

3. Сущностное единство с миром и любви. Архетип Силы. (тени Воин/Убийца - фиксации на достижении или отрицании состояний единства с миром и любви). Фокус внимания архетипа на стратегиях планирования.

 

Сила

Тень

Воин
Солдат. Рыцарь. Защитник. Милиционер из старых фильмов. Бизнесмен. Политик-правозащитник. 
Возраст: зрелость.
сила и решительность, смелость активность
Воинские союзы с четкой иерархией. Непременная выслуга: от «салаги» до «старшого».
«Общак». Общий котел. «Ты заботишься о Дивизии, Дивизия заботится о тебе».
Пример: казачьи вольницы, артели, «шараги», стройотряды, спортивная команда.
«Все ради победы». «Я – часть команды и делаю все во имя великой цели».
Активность. От безделья – скука. «Труба зовет». «Воин стремится на войну».
Тактик.
Уважение к законам. Защита закона.Понятие о справедливости закона.
Кодекс чести. Строгое соблюдение.Защита слабых и униженных.
Суровость. Мужественность. Слабость недопустима.
Ритуалы воинов, суеверность. 
Сентиментальность. Память о маме, семье, детстве.
Отношения с женщинами: далекая Дама сердца – и остальные женщины, случайные спутницы. Уважение к женщине, но, тем не менее, женщина не допускается к участию в мужских делах.

Убийца
Мародер. Бандит. Преступник. «Браток». «Акула бизнеса». Наемник-профессионал.
Возраст: зрелость.
Свои союзы с четкой иерархией. Та же непременная выслуга. Но младшие подавляются гораздо жестче.
«Общак» воспринимается как то, от чего можно кусок оттяпать. «Своя рубашка ближе к телу». Пример: банды, разбойничьи шайки, «братва», пиратские эскадры, зондер-команды, мафия, якудза.
Агрессивность. Активность. От безделья – «барагоз». «Руки чешутся». «Убийца стремится на зону».
Сиюминутность планов.
Закон воспринимается как досадная помеха, ограничение своих желаний. Кодекс чести строится по принципу «Если мне хочется, то можно все».«Все для себя». «Человек человеку – волк».
Крутость. Суровость. Слабость наказуема.
Ритуалы. Суеверность. Стремление «отмолить грехи».
Сентиментальность. Тюремный фольклор. «Не забуду мать родную», «менты-сволочи ни за что срок впаяли», «судьба проклятая».
Отношения с женщинами: далекая Дама сердца – и остальные женщины, случайные спутницы. Женщина воспринимается как средство удовлетворения потребностей.


Охотница
Молодая мама, делающая карьеру. Студентка-активистка. Валькирия. Боевая подруга. Заместитель начальника. Спортсменка. Женщина-милиционер.
Возраст: зрелость.
Принятие мужских правил. Стремление участвовать в мужских играх на равных.
Постоянная активность. Свободолюбие.
«Я делаю это так же хорошо, как и мужчина».
Сочувственно-презрительное отношение к другим женщинам: «курицы», «дамочки».
Уважение к закону, основанное на внутренних установках.

Рациональность, практичность. Скрывает эмоции. Сдержанность.
Сочувствие к слабым, защита слабых
Отношения с мужчинами: Отказ от семьи ради карьеры. Мужчина – равный, друг, товарищ.

Амазонка
Начальница. Руководительница предприятия. Горячая сука.
Бизнес-леди. Женщина-солдат. Женщина-политик. Надзирательница в женской колонии.
Возраст: зрелость.
Принятие мужских правил и стремление использовать их против мужчин. Стремление побеждать в мужских играх.
Постоянная активность, порой агрессивность, направленная вовне.
«Я делаю это лучше любого мужчины».
Презрительное отношение к другим женщинам: «курицы», «дамочки».
Уважение к закону, основанное на внешнем давлении.
Гиперрациональность. Активное подавление эмоций. «Эмоции – признак слабости». Скрытность. Сдержанность. «Железная леди».
Презрение к слабым. Стремление либо подавить, либо не общаться со слабыми.
Отношения с мужчинами: Отказ от семьи ради карьеры. Подавление мужчины. Стремление уничтожить мужчину.

 

4. Сущностное спокойствие. Архетип Самость. (тени Хозяин/Людоед - заморочки на контроле, то есть достижения или отрицания состояния спокойствия). Фокус внимания архетипа на стратегиях делегирования ответственности.

 

Самость. Власть

Тень

Хозяин
Владелец. Собственник. Отец. Патриарх. Король. Владелец крупной семейной фирмы. Начальник. Учитель. Директор школы.
Возраст: старость.
Суть – владелец собственности. Управитель землями, имуществом и людьми. Кормилец.
Любимые слова: «мое», «мои» и все производные.
Границы. «На чужой каравай рот не разевай». Четкое разделение на «свои» и «чужие» по принципу «подчиняющиеся мне» и «НЕ подчиняющиеся мне». 
Хлебосольство. Гостеприимство. Стремление угостить, порадовать гостя. Если гость «приглянулся», то привлечь, удержать в доме.
Переход от воина: защита от внешних врагов. Защита своих и своего, того, что успел накопить, родового владения. Но никогда – внешняя агрессия. *Стратег.
Расширение семьи. Взращивание. Воспитание детей. Продолжение рода.
Понятие преемственности рода. Деды, пращуры – мы – внуки, потомки. «То, что отцы не достроили, мы достроим».
Уважительное отношение к материальным ценностям. Стремление накопить и приумножить накопленное.
Прагматичность. Рационализм. Расчетливость. Предпринимательская жилка, но какая-то хитрая, «крестьянская». Приземленность.
Ответственность за все, что происходит в «моем мире», на прилегающей территории. Стремление всех привлечь к делу, научить уму-разуму, показать «как надо». «Вот я в ваши годы...».
Контроль. Стремление как можно меньше зависеть от неожиданных обстоятельств. «Гарант конституции». Следит за порядком в своем мире. Требует непременного выполнения правил и норм. Стремление во всем достичь оптимального и наилучшего в имеющихся условиях результата.
Отношение с женщинами: боевая подруга, спутница в старости. Верная жена, о которой заботятся и которая заботится. Женщина – хозяйка дома.


Людоед
Тиран. Накопитель. Скряга. Расточитель. Отец, тиранящий своих детей, навязывающий им свою волю. Самодур. «Пахан».
Возраст: старость.
Суть – владелец собственности. Самовластный правитель, по принципу: «мои ишаки, куда хочу, туда и ставлю».
Любимые слова: «мое», «мои», «хочу».
Границы. Четкое разделение на «свои» и «чужие», причем «свои» могут становиться «чужими», если ослушаются, а «чужие» – «своими», если угодят. «Свои» – это те, кто признает его главным. «Все вокруг подчиняется мне. Если кто-то не хочет, «к стенке».
Замкнутость. Скрытность. Либо – богатые угощения для гостей, даже если сам живет впроголодь, либо – скупость неимоверная.
Переход от Убийцы: защита от внешних врагов. Стремление еще и примять под себя.
Воспитание детей. Стремление навязать им свой образ мыслей, свой образ жизни. Убеждение в том, что все вокруг глупее, чем он. «Кто так укладывает, КТО так укладывает...». «Я твой отец, я знаю, как лучше».
Стремление предусмотреть все!!!
Двойственно: либо расточительность, либо скупость, скряжничество. Вещизм. Склонность к роскоши.
Сверхпрагматичность. Стремление отобрать силой авторитета. Приземленность. Крайний консерватизм.
Сверхответственность за все. «Я все сделаю лучше». «Я знаю как надо.»
Сверхконтроль. Попытки управления движением жизни, всем и вся: людьми, животными, явлениями природы. «Я и есть порядок». Самодурство. «Мое желание – закон». «Мои желания должны выполнятся немедленно и с восторгом».
Стремление быть идеальным, неуязвимым и богоравным.
Отношения с женщинами: ищет тихую мышку, которая поклонялась бы ему, никогда не прекословила и тихо вела хозяйство.


Хозяйка
Мать. Бабушка. Старая женщина. Императрица. Учительница. Директриса школы. Врач-педиатр.
Возраст: старость.
Мудрость, пришедшая с годами. Опыт. Старые правила. Прошлое. Порой – консервативный склад ума.
Кормилица. Хозяйка дома. Домашний очаг. Создание уюта. Чистота. 
Гостеприимство. Радушная хозяйка. Хлебосольство. «Гостю – последний кусок хлеба».
Ласка. Внимание. Защищенность. Забота. Семья. Опека надо всем, что вокруг.
Беспокойство за «детей». «Все накормлены, укутаны и уложены спать».
Принцип: «Все дети – мои». Право и умение рассудить и наказать. Справедливость. 
Терпение и терпеливость. 
Жертвенность бескорыстная. Все ради домашних, все ради семьи.
Любовь к жизни. К тому, что начинает жизнь. К тому, что растет. Связь с любым проявлением жизни, с природой.
Отношения с мужчинами: муж – хозяин, поддержка, опора. Верность. Забота. Отношение к мужчине как к большому дитяти, по принципу: «Пусть забавляется...». «Всю жизнь вместе прожили».

Ужасная мать
Старуха. «Гипермамочка». «Квочка». «Еврейская мамаша». Хоботова из «Покровских ворот». Тетушка. Равнодушная мать. Женщина –директор.
Возраст: старость.
Опыт. Крайний консерватизм. Зацикливание на воспоминаниях. «Как было хорошо раньше...». Ненависть к молодежи.»Я старше и поэтому лучше все знаю».
Двойственно: либо – аккуратизм, вылизывание, непрекращающаяся борьба с микробами. Либо – пренебрежение к себе и дому, неряшливость в одежде, грязь в доме.
Либо – показушное гостеприимство («Смотрите и оцените»). Либо – замкнутость, скупость.
Либо – гиперопека, сверхконтроль, «маменькин сыночек». Либо – садистское игнорирование ребенка («Не ори, ты мне мешаешь», «Что тебе надо, я тебя накормила, иди и не ной».) Может переходить одно в другое с возрастом.
Сверхбеспокойство и, как следствие, – сверхконтроль. «Всю ночь не спала, о тебе думала, как ты там». «Ой, ты не справишься. Дай я сама».
Учит всех вокруг и жутко злится и обижается, когда ее не слушают. «Советчица». * Образ матери-мученицы. Показное терпение: «Я столько от вас всех терплю, а вы...». «Не волнуйся, я как-нибудь перебьюсь». «Мне ничего не надо».
Вариант: Нетерпение. 
Жертвенность, но требование платы и благодарности за принесенные жертвы: «Я тебе всю жизнь отдала». «Ночами не сплю, все для вас, сволочей, охламонов, стараюсь». * Усталость от жизни. Ощущение, что жизнь уходит и во многом зависть к молодым. Возможно, отсюда – отрицание сексуальности. «ЭТИМ занимаются только для того, чтобы дети были. А все остальное –грязь».
Отношения с мужчинами: гиперопека. Отношение к мужчине как к маленькому мальчику. «Мамуля».

 

 

Цит. по : Ю. Чекчурин «Архетипы и Тени». В. П. Самохвалов. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий.

Прочитано 748 раз Последнее изменение Воскресенье, 12 февраля 2017 10:55