Клиентам

Статья посвящена формализации отношений с клиентом. В статье представлен договор между психологом и клиентом.

Уважаемые клиенты!

Предлагаю Вам внимательно ознакомится с описанием условий нашего сотрудничества, это позволит нам лучше его организовать и сделать его эффективным и полезным. Если наше сотрудничество будет успешным, Вы несомненно достигнете поставленных целей.

 

Я придерживаюсь принципа, согласно которому, психологическое консультирование и психотерапия — это не лечение у всемогущего и всезнающего целителя-эксперта, а процесс личностных изменений, основанный на взаимном сотрудничестве и требующий ответственности как от специалиста, так и от клиента.

 

В процессе изменений у клиента может проявиться сопротивление той части личности, которая хочет оставить все по-прежнему, и условия контракта позволяют заключить договор с той частью личности, которая заинтересована в достижении целей консультирования и психотерапии.

 

Предлагаю Вам ознакомиться с содержанием контракта, который заключает клиент перед консультацией:

Контракт на прохождение психологического консультирования

Настоящим удостоверяется, что с условиями оказания услуг психологического консультирования и психосоциальной терапии ознакомлен(а) и согласен(согласна) по следующим пунктам:

1. Клиент дает добровольное согласие на индивидуальное консультирование.

2. Клиент понимает, что процесс консультирования строится на основе взаимного сотрудничества и искренности, и направлено на осознание психологических причин формирования проблем и расстройств.

3. Психолог отвечает за то, чтобы быть внимательным, наблюдать, что происходит с клиентом и предъявлять ему свои наблюдения, мнения, версии и гипотезы. За всё остальное (выводы, решения и изменения в своей жизни) ответственность несет клиент.

4. Клиент имеет право получать необходимую ему информацию о методах работы, в любой момент может отказаться от любого предложения психолога, прекратить терапию в любой момент времени, но донести это до сведения психолога.

5. Любые изменения обговариваются между клиентом и психологом, в том числе оплата, время, способ контакта.

6. Не допускаются никакие виды насилия (физическое, сексуальное, психическое), оскорбительные действия.

7. Не допускаются изменения социальных ролей между клиентом и психологом, выходящих за рамки терапии на период действия контракта.

8. Любая информация, сообщённая клиентом психологу, конфиденциальна и не выносится за пределы общения между клиентом и психологом.

9. Для того, чтобы что-то получить от встречи, клиенту нужно максимально включаться в работу, в упражнения, в обсуждение. Лучший способ не получить ничего – это не быть активным во время занятия.

10. На время сеанса обе стороны обязуются обеспечить условия для работы (не отвлекаться на другие дела).

11. Нельзя проводить занятие в алкогольном опьянении (даже немного) или под влиянием веществ, изменяющих сознание.

12. Самораскрытие ускоряет работу. При этом психологическая работа – это не вынуждающая исповедальня. У каждого собственный ритм и темп психологической работы, собственный стиль и трудности. Я уважаю ваши особенности. Вы сами можете регулировать глубину своего самораскрытия.

13. Психолог имеет право остановить клиента или прекратить действие договора при несоблюдении правил.

14. Если клиент по каким-либо причинам пропускает консультацию, то он оплачивает:

— 50% стоимости, если предупредил о пропуске менее чем за сутки (24 часа),

— 100% стоимости, если не сообщил о пропуске.

15. Если клиент хочет закончить консультирование, он должен сообщить об этом психологу и провести заключительную консультацию, посвященную завершению терапии.

16. Длительность встречи составляет 60 минут (50-основное время, 10 минут-итоги) консультация взрослого клиента и 45 минут – ребенка (до 14 лет).

17. Общая длительность курса определяется тяжестью проблематики и согласовывается с клиентом.

18. Рекомендуемая регулярность встреч во время курса 1, в острых случаях 2 раза в неделю.

19. Телефонные экстренные консультации не производятся.

20. Консультирование на дому у клиента и за пределами кабинета психолога не производится.

21. При работе с детьми, родители также включаются в процесс терапии (каждая 4-ая встреча – консультирование родителей ребенка).

22. Клиент осведомлен о возможности кратковременных колебаний своего состояния в процессе курса.

23. Клиент выражает готовность обсуждать возникающие противоречия во время встречи, и отказывается совершать действия, наносящие ущерб репутации консультанта.

24. Стоимость услуг оговаривается индивидуально и не изменяется в течение полугода.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМ

Во время прохождения курса клиент может начать осознавать конфликтные эмоции. Их возникновение сопряжено с активизацией психических защит. Защитные механизмы психики служат для устранения или минимизации негативных, травмирующих переживаний.

Это дает нам возможность действовать в сложной обстановке, но потом эти же защиты мешают нам менять свое реагирование на ситуации, и поддерживают status quo ценой сохранения наших проблем.

В конечном итоге действие защитных механизмов направлено на сохранение стабильности самооценки человека, его представлений о себе и образа мира. Как писал Ф. Ницше » память говорит: «Я сделал это!», а гордость говорит: «Я этого сделать не мог», и гордость побеждает…». На этой стадии у клиента может появится сопротивление. Оно принимает форму нежелания встреч, откладывания и пропусков. Часто — это сигнал о том, что затронуты ключевые элементы, лежащие в основании личностных проблем. К появлению сопротивления важно быть готовым, чтобы искренне и не предвзято обсудить с терапевтом-консультантом скрытые причины расстройства.

С целью предотвращения влияния сопротивления принято оплачивать пропуски сессий (штрафы), избегать консультаций по телефону, и не делать интервалы между сессиями более двух недель.

ПРИЗНАКИ СОПРОТИВЛЕНИЯ:

Когда процесс консультирования протекает успешно, но внезапно Вам становится трудно и неприятно посещать встречи.

Когда Вы попробовали начинать курсы терапии с несколькими специалистами и заканчивали их, сталкиваясь с одними и теми же проблемами.

Когда Ваше разочарование в психотерапевте похоже на разочарование другими значимыми личностями в Вашей жизни.

Когда внезапно меняется Ваше отношение к терапии - она начинает казаться слишком дорогостоящей или неэффективной.

Когда поглощенность другими занятиями приводит к тому, что Вы отменяете или забываете о Ваших встречах с психотерапевтом.

Когда Вам не хочется рассказывать терапевту о важных событиях в Вашей жизни.

Когда без всяких причин Вы начинаете думать о том, чтобы скорее закончить терапию, прежде чем это было обусловлено соглашением.

Преодоление сопротивления имеет значения в основном на ранних этапах терапии, когда клиент еще не уверен в результате и эффективности терапии, не очень доверив и искренен со специалистом, наполнен фантазиями возможной некомпетентности и риске использования с его стороны, подкрепляемыми патогенной общественной мифологией и дискредитирующими теле-шоу псевдопсихологического содержания («это бесплодная болтовня ни о чем», «психотерапевты только выкачивают деньги», «это вмешательство в психику», «лучше просто поговорить по душам с кем-то, чем потом зависеть от психотерапевта всю жизнь»).

 

Но сопротивление может выражаться и в форме зависимости от консультанта или терапевта, с отказом от исследования мотивов собственных реакций и ожиданием наставления, совета или руководства. Это останавливает личностное развитие и мешает опираться на собственный опыт. Поэтому консультанты и психотерапевты исследуют глубинную природу личностных затруднений и проблем, а не «ведут клиента к счастью». Эффективный курс консультирования и психотерапии позволяет клиенту стать консультантом и психотерапевтом самому себе, и переводит с симптоматического уровня проблем на решение задач личностного развития, когда человек начинает сам строить свою судьбу и яснее осознавать собственное предназначение. (цит. по Л.Л. Третьяку)


Запишитесь на консультацию по телефону!